Euroluce – выставка светильников и осветительных систем, - проводится в Милане по принципу биеннале 1 раз в 2 года. Целых два года мы ждем новинки, а производители думают, чем же удивить искушенную публику. Сегодня удивить не просто: рынок требует и реальных изменений модельного ряда, и новых технологических решений. И больше всего таких технических новинок мы наблюдаем в архитектурном свете, ведь именно он призван по-настоящему и нужным нам образом осветить пространство. Главной же задачей декоративных светильников является, скорее, не осветить, но украсить пространство.
Выставка Euroluce 2019 подарила нам огромное разнообразие интересных светильников, которые могут намного больше, чем просто освещать. Современные светильники умеют впечатлять, удивлять, взаимодействовать с нами, вызывать радость и улыбку. И, конечно, в дизайне светильников есть свои тенденции развития и актуальные тренды, которые показала эта выставка. Посмотрим, какие:
С появлением и развитием светодиодов, светильники обретают все новые формы, функции и большое, светлое будущее. Светильники становятся умными, smart свет самостоятельно перенастраивается, исходя из истории использования и предыдущих пожеланий, предлагая различные сценарии освещения. Причем световой температурой, яркостью светового потока теперь можно управлять, в том числе через мобильные приложения и даже голосом.
Я бы хотела отметить важный тренд в усовершенствовании архитектурных светильников – это их миниатюризация. Производители стремятся максимально улучшить качество освещения и при этом уменьшить размер источника света! Много миниатюрных софитов и очень тоненьких шин показала выставка в 2019.
Тренд модульность как в мебели, так и в светильниках развивается по причине тяги к максимальной персонализации. Теперь с помощью модульных систем у нас есть возможность конструировать свои собственные композиции, от миниатюрных до многометровых.
Конечно же многие фирмы уделяют много внимания стеклу. Стекло – это уникальный материал для изготовления светильников, который может захватывать, отражать и преломлять свет. Для создания новых моделей ищут новую и необычную текстуру или рельеф. Не теряют популярности изделия из традиционного муранского стекла и хрусталя.
Необычные материалы встречаются довольно часто. Активно используется перфорация и сетчатые конструкции из нитей или металла, а также негорючие высокотехнологичные ткани. Авторы светильников используют керамику, древесину, травертин, акрил, полимерные смолы и текстильную бахрому. Новые модели выразительны как при включенном, так и при выключенном свете.
Шаромания продолжается, и у каждого производителя в коллекциях присутствует форма шара или стеклянной колбы. В этом году мы видим шары в более сложных композициях. Подвесы, пучки, нанизанные как бусы на нитку и так далее, с использованием как очень прозрачного, так и цветного стекла. Из модных форм можно выделить также кольца, прутики и палочки.
К дискам, кольцам, спиралям, доминировавшим на прошлой биеннале, мы уже привыкли. Этот год демонстрировал нам новый тренд – это были ремни и ленты. Очень запоминаемые персонажи - кожаные, резиновые, силиконовые или пластиковые, на которых закреплены или развешены осветительные элементы, или которые сами становятся источниками света. Благодаря этим идеям мы, опять-таки, получаем пластичные, гибкие светильники, легко адаптирующиеся под разное пространство.
Светильников-арт-объектов с единственной функцией – украшать, - невероятное множество, и среди них больше всего новинок в минималистичном дизайне, как совсем аскетичных форм, так и более декоративных, с интересными элементами.
Светильники, напоминающие те, которые выпускались для фабрик и вокзальных станций XX века, такое изысканное ретро — безусловный мейнстрим. «Индустриальный модернизм» и просто ретро сегодня отличаются более тонкими деталями, приближая их к произведениям искусства. Для любителей ностальгического дизайна — винтажные лампочки Эдисона, но с современным светодиодным оснащением.
Ар-деко и Midcentury modern - «новое средневековье» — это переосмысление лучших дизайнерских образцов с 1920-х по 1970-е годы. Чистые линии, уникальные конструкции, баланс формы и искусства. Геометрия, мобили и красивая линия, но в новых материалах для корпуса и со светодиодными источниками света. И здесь важно, что в выключенном состоянии такие светильники выглядят как абстрактное произведение искусства.
Тема природы выражается в новых изысканных и выразительных формах светильников. Популярны птички, бабочки, зверюшки, цветы, листья, плоды...
Светильники экстерьерные. На нынешней выставке — настоящий бум экстерьерного света. Балконы, террасы и сады можно освещать с помощью таких портативных ламп без укладки электрокабелей. И в эти модели не только мобильны, они оснащены высокотехнологичными элементами. Например, диммеры регулируют температуру и интенсивность света.
Раньше свет, необходимый для роста растений, был невыносимо резким для человеческих глаз и даже продавался как отдельная «фитолампа». И вот, неприятную часть спектра от лампочки научились отсекать: одна и та же лампочка может использоваться для выращивания петрушки и для чтения.
Отраженный свет. Продолжает развиваться тренд в использовании отраженного света или светильников с матовыми диффузорами. Этот прием позволяет сделать освещение более мягким и комфортным для глаз человека.
Все больше компаний стали показывать светильники со встроенным звукопоглощающими панелями, снижающими уровень шума и создающими акустический комфорт. Это просто необходимо и в современных офисах, и в общественных заведениях, и в ресторанах.
1. Flos.
2. Artemide
3. Axolight
4. Foscarini
5. Barovier & Toso